Трамп оставляет мрачное впечатление

Взято отсюда.

Четыре года назад в эту среду в холодном, мрачном и сыром Вашингтоне Дональд Трамп принес присягу 45-го президента США и выступил с инаугурационной речью, где он обещал объявить войну.

И война таки была, но не такая, как он обещал. Трамп пообещал объявить войну городской бедности, ржавым фабрикам, разрушенным школам и бичу преступных группировок и наркотиков. Вместо этого его президентство обрушилось на страну резней, повлекшей за собой около 400000 смертей от коронавируса, худшего года для рабочих мест со времен Второй мировой войны и самого большого стресс-теста для американской демократии со времен гражданской войны.

«Это не просто физическая война, - сказал Мо Вела, бывший чиновник Белого дома. «Есть также ментальная война, есть духовная война и есть эмоциональная война. Он оставил после себя очень широкую полосу войны, и это явно не то, как он хотел бы чтобы его запомнили бы в истории, но именно так его будут помнить».

Трамп проводил кампанию на пост президента как агент перемен, но миллионы стали рассматривать его как агента хаоса. Его правление пересекло черту, разрушило границы в Белом доме и разбилось в огненном шаре лжи о его поражении на выборах и смертельном восстании в Капитолии США. Будущие поколения школьников прочтут о нем в учебниках как о дважды подвергнутом импичменте президентом за один срок.

Все началось всерьез в июне 2015 года, когда магнат спустился по эскалатору башни Трампа в Нью-Йорке и объявил о президентской гонке, основанной на национальной «Америка прежде всего» и строительстве стены на границе. Используя обиды белых, экономическую нестабильность и свою известность, он добился выдвижения от республиканцев и пообещал: «Я один могу это исправить». Он проиграл всенародное голосование Хиллари Клинтон, но ему повезло на пути к победе в коллегии выборщиков.

Первый человек, избранный в Белый дом, без предыдущего политического или военного опыта, он стал шоком для системы и упреком для истеблишмента.

Ян МакЭван, британский писатель, заметил в Guardian: «Чарльз Дарвин не мог поверить, что добрый Бог создаст паразитическую осу, которая вводит свои яйца в тело гусеницы, чтобы личинка могла съесть хозяина живьем… Сейчас мы можем разделить его недоумение, когда мы видим США и на то, что это мерзкое существо теперь сидит внутри страны, ожидая, когда вылупится и начнет свою трапезу».

Надежды на то, что Трамп «повернется» и станет «президентом», развеялись этой речью 20 января 2017 года. Днем позже пресс-секретарь Шон Спайсер попытался ввести нацию в заблуждение относительно размера инаугурационной толпы, и вскоре после этого Советник Белого дома Келлиэнн Конвей защищала «альтернативные факты» Спайсера. Это была вспышка пандемии дезинформации.

Трамп, по общему мнению, пытался управлять своим инстинктом, отказываясь читать сводки по национальной безопасности, но полагаясь на слова ведущих в сети Fox News. Его канал в Твиттере дал удивительное окно в его мышление. Он продемонстрировал нарциссическое стремление к вниманию со стороны средств массовой информации и одобрение сотрудников Западного крыла, которые приходили и уходили с рекордной скоростью.

Он обрушился на правительственную бюрократию, стремился свести на нет наследие Барака Обамы и продемонстрировал наглость и бесстыдство, которые служили его деловой карьере: бросать оскорбления, никогда не извиняться, наносить ответный удар и постоянно отвлекать. Он подражал демагогам прошлого, отдавая главные должности своей семье и высмеивая СМИ как «фальшивые новости» и «врага народа».

Только за первый год своего существования Трамп подписал распоряжение о недопущении въезда в США людей из семи стран с мусульманским большинством, уволил директора ФБР Джеймса Коми и других официальных лиц, чья лояльность была менее чем абсолютной, объявил о выходе Америки из Парижское соглашение по климату и отреагировали на смертоносное насилие со стороны белых националистов в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, настаивая на том, что «с обеих сторон были очень хорошие люди».

В течение своего срока Трамп руководил политикой «нулевой терпимости» на границе, которая отделяла родителей-иммигрантов от детей и отменяла экологические нормы. Он поддержал движение заговора QAnon, которое ФБР охарактеризовало как внутреннюю террористическую угрозу. В языке, часто примешиваемом к жестоким образам, все это было о «поимении либералов» и лозунгах «Сделаем Америку снова великой» на культовых митингах.

Джим Мэттис, четырехзвездный генерал морской пехоты в отставке, который служил его первым министром обороны, сказал в прошлом году: «Дональд Трамп - первый президент в моей жизни, который не пытается объединить американский народ - даже не делает вид, что пытается. Вместо этого он пытается нас разделить».

Тем не менее, в течение трех лет его новичку хватало удачи, и его переизбрание казалось возможным. Расследование связи между российским вмешательством в выборы 2016 года и кампанией Трампа привело к нескольким уголовным обвинениям, но в конечном итоге закончилось неудачей. Палата представителей предъявила ему импичмент за то, что он оказал давление на Украину с целью получения политических услуг, но Сенат с комфортом оправдал его.

Трамп удовлетворил республиканцев, назначив трех судей верховного суда и более 220 федеральных судей, придав судебной системе устойчивый консервативный уклон и проведя самые масштабные сокращения налогов. Он вложил средства в вооруженные силы и вернул войска домой, заключил новое торговое соглашение с Канадой и Мексикой и помог заключить соглашения между близким союзником Израилем и тремя арабскими государствами.

Ньют Гингрич, бывший спикер Республиканской палаты, сказал: «Это был замечательно эффективный популистский прорыв старого порядка. Он изменил правила, он перестроил американскую армию, он обновил американскую внешнюю политику в соответствии с американскими интересами, он пересмотрел торговую политику в отношении американских рабочих мест, он начал фундаментально возвращать судебную систему к конституционной основе. И в то же время это стимулировало экономический рост, поэтому у вас был самый низкий уровень безработицы среди чернокожих и латиноамериканцев в истории Америки».

Используя термин, который вызвал широкую критику Трампа за разжигание расизма, Гингрич добавил: «За исключением масштабного вторжения китайского вируса, это был удивительно успешный период».

Но коронавирус все изменил. С самого начала Трамп сознательно преуменьшал угрозу и не смог разработать национальную стратегию тестирования. Он убрал чиновников здравоохранения, отказался носить маски и предложив недоказанные методы лечения, включая инъекции дезинфицирующего средства, и в конечном итоге сам был госпитализирован с вирусом. Вакцины появились с исторической скоростью, но их распространение замедлилось, и избранный президент Джо Байден назвал их «печальным провалом».

Лето принесло очередной кризис. Столкнувшись с массовыми протестами против расовой несправедливости, Трамп ответил грубой силой, риторикой закона и порядка и возобновлением культурной войны за статуи и символы Конфедерации. 1 июня силы безопасности прогнали мирных демонстрантов слезоточивым газом у Белого дома, прежде чем президент устроил фотооперацию, неловко сжимая Библию в исторической церкви.

Но на каждое действие есть равная и противоположная реакция. Эпоха Трампа была также эпохой #MeToo и Black Lives Matter. Сразу после его инаугурации прошли женские марши с участием рекордных 4 миллионов человек в Вашингтоне. «Сопротивление» поддерживалось активистами, журналистами, политиками, сатириками, сторожевыми псами, информаторами и избирателями, которые вынесли свой вердикт, передав демократам Палату, затем Белый дом, а затем Сенат.

Обращаясь к идентификатору Америки, президент непреднамеренно оказал ей услугу, обнажив всю ее внутреннюю напряженность и мучительную историю, из-за чего их было гораздо труднее отрицать. Ариша Хэтч, вице-президент группы активистов Color of Change, сказала: «Четыре года пребывания Трампа на посту привели к огромным страданиям, но они также запомнятся как время расовой расплаты, время, когда расовая справедливость наконец стала мажоритарным вопросом.

«Трампа будут помнить за то, что он вскрыл недостатки нашей демократии, которые десятилетиями мешали нам достичь расового равенства. Трамп был симптомом многих проблем, а не причиной».

Трамп однажды хвастался, что может застрелить кого-нибудь на Пятой авеню Нью-Йорка и не потерять ни одного избирателя, и эта догадка подтверждалась снова и снова, в том числе когда он увеличил свою поддержку с 63 миллионов голосов в 2016 году до 74 миллионов в 2020 году, больше, чем у любого действующего президента в истории. Но его оппонент Байден набрал рекордные 81 млн голосов и выиграл 306-232 голосов в коллегии выборщиков. Трамп отказался уступить и начал кампанию выжженной земли, состоящую из судебных исков, фантазий и пропаганды, чтобы опровергнуть результат.

Но чиновники, суды, гражданское общество и СМИ остались стойкими. Когда Трамп обрушился на своих ближайших союзников, включая даже вице-президента Майка Пенса, недели отрицания выборов и годы подстрекательской риторики достигли апогея, когда толпа разграбила Капитолий США, выставив напоказ флаг Конфедерации и другую ультраправую иконографию. Пять человек погибли, и члены Конгресса съежились от страха.

Гвенда Блэр, биограф Трампа, сказала: «Возможно, это был первый раз, когда я был по-настоящему шокирован и действительно, лично, физически напуган. Раньше я был напуган на любом другом уровне, но тогда я впервые подумал: «Это действительно могло случиться здесь». Это был первый раз, когда все нормы и все представления о том, что это где-то еще, были полностью отброшены».

Блэр дал интервью Guardian в одной из закусочных в Нью-Йорке в июле 2015 года, когда Трамп начал свое политическое восхождение. Оглядываясь назад на все, что произошло с тех пор, она подумала: «Это сочетание именно того, чего я ожидал, и худшего, чем я могла представить. Это полностью соответствует его карьере, но даже как человеку, наблюдавшему за ним более 30 лет, мне это сложно понять».

От карнавального зазывателя до самого могущественного человека в мире, 74-летний Трамп оставил в наследство разделение, разрушение и смерть. Он усилил недоверие американцев к институтам и друг к другу, ведя войну против самой истины. У него все еще есть миллионы помощников, чье расхождение с реальностью президентства Байдена угрожает дальнейшей нестабильностью и насилием со стороны внутренних террористов. За границей Трамп сделал Америку объектом насмешек, презрения или жалости, поскольку тяготел к иностранным автократам и отталкивал давних союзников.

Леон Панетта, бывший министр обороны и директор ЦРУ, сказал: «Будущие историки скажут, что это было, возможно, худшее президентство в Соединенных Штатах из-за личности Трампа и из-за того, что он мало уважал ценности, связанные с президентством, не верил, что существуют какие-либо правила, которые ограничивали его и в целом подрывал силу Соединенных Штатов в очень критическое время, как внутри страны, так и за рубежом ».

Но в среду погаснет свет в президентстве реалити-шоу, когда Трамп покинет Белый дом с поражением и позором, столкнувшись с еще одним судом по делу об импичменте в Сенате. Опрос Pew Research Center показал, что его рейтинг одобрения упал до 29%, что является самым низким показателем за время его президентства. Ему даже запретили пользоваться социальными сетями, лишив его мегафона Twitter, который давал дипломатам и журналистам бессонные ночи.

Инаугурация Байдена состоится в городе, напоминающем крепость, и начнется ликвидация последствий четырехлетней бойни. Широко будет цитироваться заявление бывшего президента Джеральда Форда после ухода Ричарда Никсона - «наш долгий национальный кошмар закончился». Многие будут надеяться, что Трамп был всего лишь биением сердца с исторической точки зрения, моментом, когда эстафета перешла от Обамы к Байдену, и предупреждением для будущего: давайте не будем делать этого снова.

Ларри Сабато, директор Центра политики Университета Вирджинии, сказал: «Если история честна, она запомнит Дональда Трампа как самого худшего президента в истории. Никто другой даже близко не подходит. Ни Уоррен Хардинг, ни Джеймс Бьюкенен, ни Ричард Никсон. Никто не подходит.

«И помимо этого, на мой взгляд, он самый ужасный человек, который когда-либо сидел в Овальном кабинете. Он не только худший президент, но и ужасный человек. Какая комбинация. Надеюсь, мы усвоили этот урок. Это должно напомнить всем американцам, что происходит, когда вы ошибаетесь при голосовании».