Закат СССР. Часть 5

Четвертая часть тут.

- И наконец переходим к самом сладкому, к воровству. Воровали все и вся. Кто, где работал, тот то и воровал. Нужно это было или нет, все что можно было утянуть – тянули. В хозяйстве все сгодится. Я знал человека, который утянул топливный двигатель, который включается, когда самолет на форсаже. Это двигатель мог несколько тонн горючего перекачать в минуту. Так и не пригодился. Кто то, делал себе вещи из материалов на работе. Человек себе сделал лестницу из титана. Ну это правда уже экзотика. В основном просто тащили. Тащили гвозди. Тащили колбасу, тащили мясо. Я помню кино, которое шло в перестроечное время. И там просто в один момент в момент диалога между персонажами на фоне раздалось «Маша не разбавляй сметану, я ее уже разбавила». Когда приходила проверка, им давали неразбавленную сметану и на этом проверка заканчивалась. Принципиальные проверяльщики быстро вылетали из системы.
Были разные шутки вроде «ты здесь хозяин, а не гость, тащи с работы каждый гвоздь», «все вокруг народное, все вокруг мое» и прочие прибаутки.
Вот фрагмент, взятый отсюда http://magazines.russ.ru/ier/2013/46/14b.html:

«– Запомни, – учил отец, – если сегодня ничего у государства не взял, значит, день прожит зря. Кто не ворует у государства, тот ворует у своей семьи. Тебе нужно хорошо учиться, чтобы устроиться на хорошую работу. А хорошая работа – там, где есть, что взять.

Родина начиналась с бутылок, которые мать приносила с работы. Она работала на химфармзаводе им. Ломоносова и каждый день приносила домой пару бутылок спирта. Я его продавал в классе ребятам, чьи отцы выпивали. Пол-литра спирта – за три рубля, а в магазине бутылка водки стоила два восемьдесят семь и три двенадцать. Так что у нас брать было вдвое выгодней. Об этом узнала директор школы, вызвала меня к себе, заперла дверь и, жутко краснея, сказала, что маме нужен спирт для компрессов, а в аптеках он дорогой. С тех пор моя успеваемость резко повысилась. На праздники учителя получали от отца сервизы.»
Ворованное также использовали для обмена, на что-то другое или на какие-то услуги. Например, чтобы сын поступил в институт, или чтобы дочка получила золотую медаль. Обычно таких называли «блатные», поступить по блату, достать по блату.
Если человек не воровал, или просто нечего было воровать, то такие люди жили бедно и обычно они слыли неудачниками, потому что не смогли в жизни «устроится».
Любой советский человек готов был нанести миллионные убытки стране если при это он получал рубль себе. Я слышал от родственника историю солдат продал какую-то микросхему (чтобы похмелится) из системы дальней связи и установка, которая стоила пару миллионов рублей превратилась в тыкву. Другой солдат сливал топливо для истребителей, продавал налево, и чтобы не заметили пропажу чем-то его разбавлял. Результат, 3 двигателя для Миг-29 никогда больше не заработают и один Миг-29 никогда не взлетит. И хорошо, что никто не пострадал.
Солдаты, конечно, на колыму, но убытки примерно в 10 миллионов рублей никуда не деть. И так было всегда и везде. Ну истории про прапорщиков все слышали, которые как саранча крали все.

В школе ребенка спрашивали, как его зовут и потом кем работают его родители. Если родители могли быть чем-то полезными, то их «просили» помочь школе. Ну, а ребенок начинал лучше учится как уже выше написано.

Воровали даже у детей. Даже в советское время показывали многочисленные случаи, когда повара (и не только) воровали еду у детей в детдоме или в школе. При этом воровали не какие-то излишки или скажем десерт, а дети реально жили впроголодь. И мы говорим не про 50-года, а про 80-е. Я неоднократно видел карикатуры, где необъятных размеров женщина повариха тащит такие-же необъятные сумки, набитые едой.

Я помню, что часто мы с братом носили сдавать бутылки. Большая бутылка из-под молока стоила 20 копеек, что были большие деньги. И это были наши деньги на карманные расходы. И довольно много бутылок отказывались брать, потому что там было чуть надбито горлышко. При этом в таком состоянии они покупались в магазине. Приемщик показывал на ящик куда их стоило выкинуть. При этом если у взрослых отказывались брать, то они выбрасывали бутылки в ящик так, чтобы разбить все бутылки что там есть и свою в том числе. Только потом я понял, что те бутылки, которые у нас отказывался брать приемщик, он потом принимал сам у себя, получая на халяву деньги. И то, что при этом он обкрадывал детей, его ничуть не смущало.

Продолжение тут