Про компоненты

Прочитал какое-то время назад, что нашли какую-то северокорейскую ракету на территории Украины и насчитали там очень много американских и европейских электронных компонент. И сразу понеслось по трубам. Хнык, хнык, санкции не работают. Хнык, хнык, американские и европейские страны зарабатывают на войне и прочая ерунда.

Но на самом деле с очень большой вероятностью все совсем не так. Электронные компоненты делятся на классы. Потребительский, авиация, военка и космос. Понятно, что военка и космос находятся под строжайшим контролем и шанс получить такие компоненты для северной кореи практически равен нулю.

Я не знаю насчет авиации, но я думаю, что тут тоже без вариантов. Но совершенно точно нет никаких проблем получить компоненты потребительского класса. Создается подставная фирма, заказываются компоненты и потом контрабандой переправляются куда нужно.

Просто как пример приведу обычные процессоры. Кто может мне помешать купить их несколько тысяч в любом онлайн магазине? Правильно никто. И точно никто не будет спрашивать меня зачем мне столько нужно.

И я думаю многие спросят, а чем эти классы отличаются? И ответ будет простой – качеством, защитой и тестированием. Скажем для военки, авиации и космоса изначально используются намного более качественное сырье, что резко снижает риск дефекта. Например, чипы производятся из большой кремниевой пластины. И заранее известно где на этой пластине выше риск дефекта. И поэтому можно снизить риск и не производить чипы с тех мест пластины, где риск довольно высокий. Это первое серьезное отличие.

Дальше, очень часто для тестирования компонентов потребительского уровня отбирается всего несколько штук из партии. Это резко удешевляет тестирование и снижает конечную цену, если процент брака довольно низкий. Потому что производителю намного проще сделать чайник за 10 долларов и по гарантии обменять один неработающий из 100, чем делать чайник за 30 долларов и обменивать 1 из 10 000. Цифры эти условные и просто для понимания проблемы. Но для остальных классов обычно тестирую все компоненты.

Кроме того, все что выше потребительского класса проектируются для работы в довольно жестких условиях: вибрация, перегрузки, высокая и низкая температуры, электромагнитное излучение, радиация и прочее.

Также учитываются процессы деградации компонента со временем. Скажем кому интересен телефон, который сможет проработать 10 лет? Он просто морально устареет к тому времени. А вот скажем ракета может находиться на складе десятки лет, и она обязана работать как новая.

Конечно, условная северная корея может уменьшить вероятность отказа. Например, они могут вручную протестировать все компоненты. А для уменьшения воздействия вибрации и перегрузок залить все специальным клеем. Также могут покрыть слоем термоизоляции для уменьшения воздействия тепла или холода.

Но естественно они ничего не могут сделать с изначально низким качеством самих компонент и их внутренних процессов. И поэтому уровень брака все равно будет очень высоким по военным меркам.

Но если использование потребительских компоненты резко снижают качество готового изделия. Просто представим, что у нас есть ракета где нужно 10 000 транзисторов. И представим, что вероятность брака одного транзистора 0,01%. В результате получаем, что шанс, что ракета не будет содержать ни одного дефективного транзистора будет всего 37% процента. То есть около 2/3 изделий будут содержать дефект.

Дальше добавим сюда еще тот факт, что еще какое-то количество транзисторов не смогут выдержать перегрузок на старте, вибраций и высоких температур. И я думаю можно легко прийти к тому, что до 80–90% процентов изделий будет содержать дефект.

Но, конечно, тут стоит сделать отступление. Во-первых, такое количество компонент встречается не часто. И, во-вторых, я точно не знаю какой процент дефекта, и в-третьих, далеко не каждый дефект катастрофичен. Но я думаю вы поняли идею.

И, собственно, мы это и видим. Много ракет падает непонятно где. Многие летят не туда. Какие-то ракеты не взрываются и так далее. Понятно, что какая-то часть летит туда куда нужно и это лучше, чем ничего, но фактически россия покупает старый, ржавый и капризный Запорожец по цене Бентли.

Я думаю, каждый понимает, что стоимость потребительских компонент в ракете будет составлять ну может пару сотен долларов. Может тысячу. Но ракета-то стоит миллионы долларов. И получается, что дешевые и не очень надежные компоненты компрометируют все готовое изделие.

В итоге получается, что там, где по нормальному нужно было бы пустить 3 ракеты по миллиону долларов каждая и все попадут в цель, россия вынуждена запускать 15 ракет за 0,75 миллиона каждая, из которых только 2 попадут в цель. То есть фактически потрачено почти в 4 раза больше денег, а результат на 30% меньше.

То есть фактически сейчас россия играет в игру «Кто дольше продержится». И сжигает свои денежные ресурсы с огромной скоростью, надеясь, что Украина не сможет продержаться дольше и таким образом она сможет выиграть. То есть фактически россия сжигает свои ресурсы с очень слабой отдачей. И поэтому не стоит боятся этого факта, и я бы даже сказал, что это очень хорошо, потому что это вселяет уверенность у российского руководства, что у них есть ракеты, а по факту толку от них нет.

Просто представьте себе, что у вас есть 100 танков. Но у трети сломается двигатель, не доехав до поле боя, а вторая треть взорвется при попытке выстрелить. А еще 20 процентов заедет не туда. Вы думаете, что у вас 100 рабочих танков, а реально у вас на поле боя окажется около 10–30 и то не факт, потому что это вероятность и все танки могут оказаться дефективными. Но вы-то думаете, что у вас все 100 работоспособные и планируете операцию исходя из этого факта.

Как итог, я хотел бы сказать, что журналистам и блоггерам просто нужны кликбейтные заголовки, вот они и пишут такие статьи, не разбираясь в предмете. Любая страна может без каких-либо проблем получить большинство компонент потребительского класса. За такими компонентами нет и никогда не будет никакого контроля. Но такие компоненты значительно ухудшают качество изделий и фактически большая часть изделий – это просто выкинутые на ветер деньги.

Comments

Post comment