Стахановцы и враги народа

Наткнулся вот тут на крайне любопытную статью https://hueviebin1.livejournal.com/470978.html. Сам автор не сильно развил эту тему, но хотел бы описать ее поподробней.

Итак, как многие те, кто жил в СССР я знаком с термином стахановец. Это означает человек, который работает ударными темпами. Термин произошел от фамилии шахтера Стаханов и его бригады. И он за смену выдал 1000 с чем-то положенных норм. То есть если за смену скажем полагается сделать скажем один молоток, а он выдал 1000. Только он добывал уголь.

Естественно, что такой трудовой подвиг вызывал у руководства закономерный вопрос: а почему остальные так мало добывают? И не пора ли увеличить нормы? И я думаю, что и читатели могут задать аналогичный вопрос. Поэтому немного поясню как это происходило на самом деле. Многие могут подумать, что возможно Стаханов сумел организовать добычу, или смастерил какие-то новые инструменты или что-то еще в том-же духе.

На самом деле чуда никакого чуда, изобретения или чего-то в таком же духе не было. Была просто грубая подтасовка фактов. Фактически, все шахта работала только на Стаханова и как результат он смог добыть столько заранее подготовленного угля. Да он один добыл очень много угля, но все остальные не добыли ничего. Грубо говоря, аналогия. Когда кладут дорогу, то сначала ее долго подготавливают, выравнивают, насыпают гравий, утрамбовывают и еще много чего. А потом уже кладут асфальт. И обычно кладут скажем 100 метро асфальта в день, потому что это собственно конечная операция и ее скорость особе не влияет на процесс, а влияют именно предыдущие стадии. А тут скажем подготовили 100 километров дороги, но не заасфальтировали. И тут такой Петров раз, и за один день заасфальтировал 100 км дороги за один день. Сделал? Сделал. Но это просто банальное надувательство, потому как до этого просто вообще ничего не заасфальтировали. Ну и понятно, что с асфальтом такое не пройдет, потому как слишком очевидно.

Но почему же никто не сказал, что это было банальное надувательство? А потому что советской власти нужно было мотивировать людей, работать за гроши. И поэтому эту историю раздули в прессе и вроде как даже сняли фильм. А другие тоже увидели в этом возможность отличиться и подхватили идею, и она пошла гулять уже сама по себе. И другие реализовывали идею похожим способом.

И в результате, это закономерно привело к тому, что нормы стали повышаться. Никто не думал про то, что шахтеры физически не имели доступа к такому количеству угля, чтобы удвоить норму. И даже если бы имели, то компрессоры для отбойных молотков не могли работать в таком режиме. А если бы и могли, то столько угля физически невозможно было бы из шахты убирать. А если бы и было возможно, то его нельзя было увезти, потому что не хватало поездов. И на самом деле, даже там, где можно было реально увеличить добычу, производство то большинство просто пропадало, потому что мало увеличить добычу угля. Его нужно увезти и где-то потребить. Или скажем мало увеличить добычу свеклы. Нужно еще ее где-то хранить и переработать. Поэтому большинство усилий просто пошли насмарку и люди работали просто так.

Но никто не мог сказать: идиоты, зачем нам больше угля добывать, если мы его не можем вывезти и уголь просто лежит под открытым небом? Но если бы кто-то так сказал, то на следующий день он бы уже ехал в товарном вагоне осваивать солнечный Магадан, со сломанной рукой и без половины зубов.

Ну и техника тоже не было рассчитана на повышенные нормы. И она естественно выходила из строя. Но опять же никто не мог сказать, мало того, что добытый уголь просто пропадает под открытым небом, так и компрессор загнулся и отбойные молотки намного чаще выходят из строя. Поэтому все это начали списывать на мифических вредителей.

Кроме всего зачастую норму то и нельзя было выполнить. И люди сами портили технику с мыслью, что пусть лучше посадят Васю, который за эту технику отвечает, чем меня. А в итоге сажали обоих, потому что Вася тоже понимал, что технику специально портят и писал «куда следует» что работники-вредители специально испортили оборудование. А через некоторое время у людей вообще паранойя началась. И люди писали просто заведомо неправдивую информацию, опять же с мыслью, чтобы видели, что я бдю и чтобы не подумали на меня. Да и зачастую это был просто способ убрать негодного человека.

А потом и мем «вредители» стал жить сам по себе и власть развернула борьбу против этих вредителей, и эта борьба стала жить сама по себе. Вредителями можно было объяснить все что угодно. Мало того, можно было езе отличиться на ниве борьбы против этих вредителей. Смотрит руководитель района А, что руководитель района Б доложил о 1000 выявленных вредителях, а у самого только 100. Непорядок, думает руководитель района А. Так еще подумают, что я их покрываю. И «выявляет» 10000 вредителей. И тут-же ему и почет, и уважение.

Ну а остальные, видя такое, просто стали надрываться на работе, надеясь, что тогда их не тронут, хотя это мало помогало.

Огромное количество людей сгинуло в лагерях. Другие губили свое здоровье на работе, хотя толку от этого было немного, так как остальная инфраструктура была просто не готова. Вот так весело и жили, не тужили.