Промывание мозгов

В советском союзе было довольно много фильмов про войну. Эти фильмы не показывали ужасов самой войны. Там не показывали умирающих от голода или от недостатка медицинской помощи обычных гражданских людей. Не показывали, как умирали люди, которые с гриппом шли на работу и вкалывали по 16 часов в сутки, потому что не прийти на работу означало расстрел. В них не показывали в каких условиях жили сами солдаты. В общем не показывали то, что и является самой войной.

А если показывали, то люди умирали то это было исключительно по вине фашистов. А все остальные мужественно, с горящим взглядом терпели лишения. И еще в советских фильмах обязательно кто-то жертвовал собой, чтобы во чтобы то не стало исполнить приказ. Если нужны были добровольцы, то вызывались все. В целом фильмы были очень топорно сделаны, сразу было видно кто злодей, а кто «наш». Врага никогда не показывали с человеческим лицом. Все фильмы были исключительно черно-белые; наш был всегда хороший и светлый, их был всегда плохой и черный.

И когда я пересматривал большинство фильмов во взрослом возрасте, я не мог понять зачем их вообще снимали. И, собственно, я думал, что просто кто-то удачно устроился на теплое место и клепал ерунду, осваивая бюджет. Но спустя какое-то время, я понял, что задумка была намного глубже и мало того она работала. Поясню что я имею в виду.

Мы, как и животные, учимся через копирование. Я видел ребенка, который, как только научился залезать на стул, первое что сделал, залез на папин стул у компьютера, сел там, взялся за мышку одной рукой, второй рукой начал набирать что-то на клавиатуре и с умным лицом начал смотреть в экран. Подойдите к любому маленькому ребенку и сделайте какое-то интересное ему движение и сразу он попытается это повторить. Как только вы оставите какой-то инструмент без присмотра, ребенок тут же попытается его взять и сделать тоже что и вы. Если женщина оставит помаду без присмотра, ее годовалая дочь тут же попытается накрасится. Сначала мы копируем движения, потом поведение, а потом дела. Так мы учимся.

И все фильмы, про которые я говорил были рассчитаны на подростков. В этом возрасте они не понимают полутонов. Для них все черно белое. Они слабо различают плохую игру актеров. Но они смотрят как нужно себя вести в этой ситуации. И они видят, что нужно исполнять приказ во чтобы это ни стало. Они видят, что нужно преодолевать трудности и не блеять, пастуху виднее.

И я должен признать, эти фильмы работали. Я спрашивал многих военных, и они в частных беседах говорили, что когда вызывали добровольцев в Афганистан, то, как в фильмах выступали все. Потом-то они понимали куда они попали, и понимали, что ничего общего с фильмами оно не имеет.

Еще был очень тонкий момент, который был очень тонко культивирован в культуру, состоящий том, что нужно было «Отдавать какой-то мифический долг родине». То есть мало того, что ты рос в грязи, не доедал, не имел ни то, что нормального медицинского обслуживания, даже туалета в доме не имел. И еще кроме всему у тебя еще и какой-то долг был. И в пару к этому шло «не служил – не мужик». И это было серьезно. У мужчины в селе без армии шансы жениться были довольно небольшие.

Кроме всего этого еще по воскресеньям сразу перед развлечениями для детей была программа «Служу советскому союзу» где рассказывалось о том, как замечательно служится в армии. Офицеры – отцы родные, а все солдаты – братья. В реальности была жесточайшая дедовщина, и любой офицер мог избить любого солдата не за что. В целом все солдаты были чем-то средним между крепостными и рабами. Да были отдельные части, где этого не было, но это были исключения. Норма были дедовщина и офицерский произвол.

Стране нужно было пушечное мясо, и кто-то очень грамотно выпускал все эти фильмы, программы и это «не служил, не мужик». Именно поэтому призывают в 18 лет, кто мальчик глупый и ему можно залить все что хочешь. Да и чувство самосохранения еще толком не работает. В 25 лет человеку уже так просто мозги не промоешь, и он уже понимает, что мир не делиться на черное белое. У него появляются настоящие ценности и всякие мифические долги для них - просто слова. И именно поэтому в армию не призывали старше 27 лет.

Как итог, я хочу сказать, что все эти фильмы и программы, несмотря на их примитивность очень хорошо работали и отлично промывали мозг подрастающему поколению, что собственно и требовалось.